Дорогие друзья!

экстренное обращение Константина Скотникова

 

В связи с запретом, наложенным руководством Новосибирского городского общественного Фонда имени Юрия Кондратюка на экспозицию произведений новосибирского радикального художника Максима Нероды и на участие в выставке московских художников из группы РАДЕК Давида Тер-Оганяна, Ивана Бражкина, Валерия Чтака сообщаю Вам, что 4-й Новосибирской межрегиональной выставки современного искусства "Скорая помощь" не будет. Я снимаю с себя полномочия куратора выставки "Скорая помощь", отстраняюсь от руководства программой "Сетевая лаборатория новых художественных технологий", являющейся составной частью проекта "Новый Дом Культуры", осуществляемого Новосибирским городским общественным Фондом имени Юрия Кондратюка при поддержке Московского представительства Фонда Форда с 2000-го года, и выхожу из состава сотрудников НГОФ имени Юрия Кондратюка.
В то же время, я продолжаю принимать заявки и проекты от художников, желающих принять участие в выставке "Скорая помощь", посвящённой социальной активности художника. Я предлагаю потенциальным участникам выслать или передать мне проекты в цифровом виде для создания выставки на цифровом носителе и последующей мультимедийной презентации на независимой от цензуры арт-площадке, возможно это будут арт-клуб "888", клуб "МаКоНдО" или галерея "Chernoff", но не ДНК имени Геннадия Дмитриевича Заволокина.

Срок презентации переносится с 1-го апреля 2005 на неопределённое время.

Выставка не имеет бюджета и я не предполагаю, к сожалению, его появления в ближайшем будущем, поскольку теперь становлюсь независимым куратором, в том числе, независимым от бюджетного финансирования выставки. Тем не менее, надеюсь, что на моё предложение участвовать откликнутся художники, неравнодушные к проблематике, связанной с общественной активностью художника.

Надеюсь, что отсутствие финансирования не оттолкнёт необременённых банковскими счетами художественных активистов, а возможно, наоборот: развяжет им руки, ноги и голову.

Пролетарии художественного дискурса, объединяйтесь!

Кстати, если не хотите, то и не объединяйтесь!

 

Желаю творческих успехов!

 

Художник и независимый куратор Константин Скотников

 

проект КС Монстрация Против всех партий Политтанцы

Авангардистов выгнали из Дома Заволокина
18 марта 2005 года  19:49 НСК http://www.titoff.ru/news/index.php?id=6049&gid=3

На этой неделе известный авангардный художник Константин Скотников распространил сообщение о своем увольнении из Новосибирского городского общественного Фонда имени Юрия Кондратюка, руководство которого запретило выставлять работы местного радикального художника Максима Нероды и членов московской арт–группы РАДЕК. Запрет поставил под угрозу проведение межрегиональной выставки современного искусства «Скорая помощь», а скандал обрел широкий резонанс в творческой среде как попытка задушить актуальное искусство. С комментариями о конфликтной ситуации — ИРИНА УЛЬЯНИНА.

Об успехах господина Скотникова «Ъ» писал в феврале в связи с участием группы «Синие носы», участникам которой он является, в лучших проектах Первой московской биеннале современного искусства «Диалектика надежды» и в творческой поездке в Данию. «Синие носы», созданные в Новосибирске 7 лет назад, сегодня признаются реальными хэдлайнерами российского художественного процесса, но большая часть группы — Слава Мизин, Дмитрий Булныгин, Евгений Шабуров — предпочитает творить в более свободных условиях в Москве и на Западе. В Новосибирске остался один только Константин Скотников.

Работая в Фонде Кондратюка, он осуществлял акции в рамках «Сетевой лаборатории новых художественных технологий» программы «Новый Дом культуры», финансируемой американским Фондом Форда с 2000 года. Каждая выставка, курируемая Константином Скотниковым, вызывала отчетливую реакцию — эпатировала, раздражала, однако продвигала зрителей в их представлениях о многообразии актуального искусства. Новая акция «Скорая помощь» задумывалась художником как интерактивная, рассчитанная на прямой контакт художников со зрителями. «Я хотел выяснить, насколько искусство способно помогать людям, пробудить социальную активность художников, превратившихся в ремесленников, малюющих картинки на продажу. И готовил выставку без реверансов в пользу умственного недомогания части художников и публики», — заявил он корреспонденту «Ъ».

Фонд Кондратюка, не имея собственной площадки (ранее занимаемое здание закрыто на реконструкцию), арендует помещение в Доме национальных культур имени Геннадия Заволокина (ДНК), где соседствует с некоммерческой благотворительной организацией «Играй, гармонь», сохраняющей наследие композитора. Очевидно, что задачи и установки у двух организаций диаметрально противоположные, это уже приводило к открытым конфликтам.

Как объяснила «Ъ» исполнительный директор Фонда Кондратюка Яна Глембоцкая, запрет на экспонирование работ Максима Нероды вызван не эстетическим неприятием того, что он делает, он носит педагогический характер. На прошлую выставку «7 ноября» радикальный художник привел группу единомышленников, которые вели себя вызывающе, практически в манере скинхедов. Они выкрикивали непристойности, ломали мебель и пианино, сбросили звукооператорский пульт со второго этажа. Убытки составили 17 тыс. руб., Нерода обещал их возместить дирекции ДНК, но обещания не выполнил. Сделать это пришлось госпоже Глембоцкой из средств Фонда. Кроме того, сроки проведения «Скорой помощи» — с 1 по 4 апреля — совпадают с датой выборов в новосибирский горсовет. А московская группа РАДЕК, возглавляемая Давидом Тер–Оганьяном, прославилась именно тем, что во время президентских выборов ее активисты забрались на Мавзолей с плакатами, призывающими голосовать против всех.

Вчера стало известно, что принять выставку согласилось руководство арт–клуба «888». «Скорая помощь» будет представлена в запланированные сроки и в том же объеме: из Москвы прибудут три члена группы РАДЕК, самостоятельно изыскавшие средства на поездку, а Максим Нерода устроит перформансы и покажет фотоотчет о проведенных им флэш–мобах. Новосибирцам они памятны и сами по себе скорее забавны, нежели опасны. Например, 1 мая 2004 года авангардисты и антиглобалисты вышли на площадь Ленина под концептуальным лозунгом «Ы–ы–ыть».

Имена других участников выставки пока уточняются. Господин Скотников, увлеченный проектом, обратился к потенциальным участникам со словами: «Надеюсь, что отсутствие финансирования не оттолкнет не обремененных банковскими счетами художественных активистов, а, наоборот, развяжет им руки, ноги и голову. Пролетарии художественного дискурса, объединяйтесь!» Весть о «Скорой помощи» достигла Америки, откуда собираются приехать активистки организации CCI International Partners искусствовед Дейзи Райт и художница Тамара Рогофф с русскими корнями.

Казалось бы, перенос выставки исчерпал конфликт, но обострил проблему выживания актуального искусства в Сибири.

КоммерсантЪ в Новосибирске

 

Известный авангардист уволился из Фонда Кондратюка, отказавшегося поддержать радикальную выставку
Новосибирск | 15.03.2005

Серьезный скандал разгорелся в кругах новосибирских художников-авангардистов. Как 14 марта 2005 года сообщил ИА REGNUM известный новосибирский художник и организатор выставок Константин Скотников, в связи с запретом спонсирующего его Фонда Кондратюка на участие в выставке "Скорая помощь" ряда художников, он объявил об увольнении из Фонда. Между тем Фонд Кондратюка был единственной в городе организацией, стабильно поддерживающей новосибирских авангардистов.

Как рассказал ИА REGNUM Константин Скотников, с сентября 2000 года он и еще несколько культовых новосибирских художников - создатель фестиваля сверхкоротких фильмов ESF Дмитрий Булныгин и руководитель программы "Видео на коленях" Вячеслав Мизин - работают в Фонде Кондратюка по гранту "Новый дом культуры" (НДК) американского Фонда Форда. Целью программы была "поддержка инновационных форм художественной деятельности". Для этого в городе провели ряд выставок, на которых "молодые художники могли бы общаться друг с другом, в том числе с коллегами из других городов, и смотреть на работы других". В частности, были проведены нашумевшие в Новосибирске выставки "Прощай, молодость!", "Карнавал современного искусства "Летать!"", "Парадиз в Новосибирске", "Игрушки" и другие. Также в рамках гранта Скотников проводил обучающие "Арт-четверги" и "НДК-тренажеры".

По словам художника, насколько ему было известно, руководство Фонда Кондратюка не хотело продлять грант в этом году (заявку на грант надо подавать ежегодно). "Фонд не был доволен ни моей работой, ни работой Булныгина и Мизина", - утверждает Скотников.

Последней каплей стал конфликт во время подготовки очередной выставки. 1 апреля в Доме национальных культур имени Геннадия Заволокина, где сейчас Фонд арендует площади под свои мероприятия, должна была начаться очередная выставка в рамках НДК - "Скорая помощь". По словам Скотникова, эта выставка посвящена "социальной активности художников". "Наша задача - заставить художников задуматься, не пора ли им перестать вести жизнь затворников и ремесленников, ограничивающих свое творчество написанием картин и их продажей. Может быть, им пора выйти к народу и как-то ему помочь или выразить свою позицию. А то многие просто киснут над своими холстами, и не более того".

Однако руководство фонда выступило резко против участия в выставке молодого художника Максима Нероды, известного своими перформансами. Например, как уже сообщало ИА REGNUM, по инициативе Нероды новосибирские авангардисты и антиглобалисты 1 мая 2004 года вышли на демонстрацию с концептуальными лозунгами вроде "Ы-ы-ыть!", "Таня, не плачь!" и другими. Как говорит Скотников, на выставке "Скорая помощь" Нерода собирался выставить четыре фотоработы, посвященные как раз организованным им перформансам и флэш-мобам.

Одна фотография - с флэш-моба на площади Ленина против платного образования, снабжена лозунгом "Учиться, учиться и учиться!". Еще одна - с акции "Уголь и мандарины", посвященная "протесту против вмешательства иностранных государств в выборы на Украине". Третья снабжена лозунгом "Свобода! Равенство! Пиратство!" и посвящена флэш-мобу в поддержку пиратства в сфере аудио- и видеопродукции, "делающего фильмы и музыку доступными для стран третьего мира". Четвертая посвящена акции 1 мая.

По мнению Максима Нероды, "эта институция (т. е. Фонд, - прим. ИА REGNUM), как и вся наша конституция, оказалась слишком консервативной. Им не нравится общий настрой моих работ. Правда, не совсем понятно, зачем тогда вообще существует этот Фонд, если он своей задачей объявил поддержку современного искусства".

Впрочем, по словам Скотникова, руководство Фонда не столько смущено работами Нероды, сколько имеет к нему личные счеты - на предыдущую выставку Максима Нероды 6 ноября, посвященную "воспоминаниям о Советском Союзе", пришло несколько молодых поклонников его творчества. Они устроили разгром в Доме национальных культур - разломали музыкальный центр, использовавшийся для дискотек для пенсионеров, испортили пианино во время своих музыкальных упражнений и выкинули со второго этажа стол. По словам Скотникова, ущерб составил 17 тысяч рублей, которые пришлось компенсировать Фонду.

Правда, если против Нероды у Фонда есть какие-то личные мотивы, то его негативное отношение к еще одним потенциальным участникам выставки "Скорая помощь" объясняется, видимо, чем-то другим. Фонд выступил также против участия в выставке известной московской группы авангардных художников "Радек" под руководством Давида Тер-Оганяна. По мнению Скотникова, руководство Фонда испугал именно радикализм группы: она получила известность после того, как ее активисты во время выборов президента РФ забрались на Мавзолей с плакатом "Против всех!". Авдей Тер-Оганян, отец лидера группы, прославился после того, как на одной из концептуальных выставок топором разрубил несколько православных икон. Возможно, Фонд Кондратюка ожидал что-то подобное и на выставке в Новосибирске. Между тем, отмечает Скотников, на выставке "Мастерская Арт-Москва", прошедшей осенью 2004 года, Давид Тер-Оганян получил 1-ую премию. "Это восходящая звезда современного искусства", - резюмирует Скотников.

"Если исключить из состава участников меня и художников "Радек", становится непонятно, кто, собственно, будет в ней участвовать", - выразил свое недоумение ИА REGNUM Максим Нерода.

Поэтому Константин Скотников объявил о своем увольнении из Фонда и начале своей "независимой деятельности". По его словам, он все равно проведет часть мероприятий этой выставки в одном из новосибирских клубов и сейчас занят поиском спонсоров. Кроме того, он разослал по своей электронной рассылке, служащей для нескольких сотен представителей новосибирской богемы источником информации о готовящихся перфомансах, "экстренное заявление" в довольно неприятных для руководства Фонда тонах. "Надеюсь, что отсутствие финансирования не оттолкнёт необременённых банковскими счетами художественных активистов, а возможно, наоборот: развяжет им руки, ноги и голову. Пролетарии художественного дискурса, объединяйтесь! Кстати, если не хотите, то и не объединяйтесь!" - резюмировал Скотников в своем заявлении.

Руководство Фонда пока отказывается от слишком подробных комментариев. "Думаю, это нервная реакция Скотникова на какие-то другие поводы. Скотников еще одумается, а до той поры не хотелось бы ничего комментировать", - сообщил ИА REGNUM Валерий Кламм, президент Фонда Кондратюка и руководитель проекта "Новый дом культуры".

СПРАВКА ИА REGNUM:

Константин Скотников родился в 1958 году на Алтае. В 1981 году закончил Архитектурный факультет Новосибирского инженерно-строительного института. С 1981 года работает преподавателем кафедры рисунка, живописи и скульптуры Новосибирской архитектурно-художественной академии. С 1993 - член Союза Художников России;

Участвовал в выставках в Вильнюсе, Гамбурге, Белграде, Барселоне, Берлине, Токио и многих городах России. Работы находятся в коллекциях в Калиниградской Государственной Художественной Галерее, lfa-Galerie (Берлин), Коллекции Современного Искусства Государственного Музея-заповедника "Царицино" (Москва).

 <---- на главную <-- назад

Hosted by uCoz